Лидерство не имеет
конкретной определенности для различных ситуаций пусть даже одного характера
— хозяйственного, военного или политического. Возможно, этим объясняется
многоаспектность самого лидерства, наличие различных подходов к его анализу, а
также тот ореол загадочности, который окружает сам феномен лидерства.
Изначальным моментом изучения природы
лидерства следует считать утверждение о том, что человек не может не
управлять, не общаться, не обмениваться информацией с другими людьми.
Управление, как и коммуникации, свойственно человеческому бытию. Каждый из нас
управляет сам собой и часто ока¬зывается в ситуации, когда он должен принимать
решения относительно других людей. Общее между управлением и лидерством
состоит во взаимодействии людей и через него во влиянии на них. Подобно
строению человеческого мозга, имеющего два полушария — левое (сознание —
мышление) и правое (чувства — интуиция), двойственна и природа лидерства: в
нем выделяется деловая сфера (формальное лидерство) и сфера отношений
(неформальное лидерство). Иначе говоря, в первом случае речь идет о выработке
и достижении целей, а во втором — о согласии между людьми, взаимоотношениях
или о том, что принято называть; «человеческим фактором». Обе стороны неотделимы
друг от друга, как два полушария мозга, как организационно-техническая и
социально-экономическая стороны управления. Таким образом, управление
социальными системами двойственно, а менеджмент не только наука, но и
искусство.
Спорам о лидерстве более двух тысяч лет.
Еще в Древнем Китае во времена Конфуция велись дискуссии о том, что важнее для
лидерства — власть, искусство управления или знание законов. Ученик Конфуция
Хань Фей Цзы замечал: “Если правитель не владеет искусством управления, то в
верхах его будут вводить в заблуждение” и он не сможет “выявить лукавых”. В III
веке до н.э. считали, что главное назначение искусства управления — разделять
преданных и лукавых чиновников, проверять их способности и контролировать
успехи для укрепления управления, основанного на законе.
Анализируя природу лидерства и опираясь
на практику, древнекитайские философы времен Конфуция утверждали:
“Мудрость недостаточна для приведения к
покорности порочных, но влиятельное положение (искусство пользоваться властью)
достаточно, чтобы согнуть мудрых”.
“Те, кто напрягает ум, управляет людьми,
а те, кто напрягает мускулы, управляются другими”.
“Подчинение людей силой не приводит к
подчинению сердец, люди подчиняются из-за недостатка в силах; подчинение людей
добродетелью вызывает радость в сердцах, и люди изъявляют настоящую
покорность”.
Дискуссиям о лидерстве на основе
добродетели или силы конец не положен. Приоритеты зависят от ситуационных
факторов. Исследуя лидерство, Конфуций заметил: “...по природе люди близки друг
к другу, но в процессе обучения далеко отходят друг от друга”.
Управление в организации как процесс
межчеловеческого общения включает не только отношения менеджер — сотрудники в
организации. Оно касается всех областей жизни и индивидуумов, коллективов,
обществ в государстве и самого государства. При этом те, кто управляет, и те,
кем управляют, находятся во взаимодействии. Управление — не улица с
односторонним движением, а непрерывный диалектический процесс. Нельзя понять
природу лидерства без взаимодействия между людьми. Управляемый действует
навстречу управляющему, является часто и сам управляющим, но уже по отношению к
тем сотрудникам, которые находятся рангом ниже.
Но вместе с тем современный менеджмент
невозможен без индивидуального, решительного, всегда нового вызова при
достижении новых целей. Менеджмент невозможен без лидеров.
В “Основах менеджмента” М.Х.Мескона,
М.Альберта, Ф.Хедоури лидерство определяется, как “способность влиять на
индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей”.
Сегодня организовать лидерство только к влиянию, мотивационным (побудительным) успехам
руководителя не верно. Достаточно напомнить о различных специализациях и видах
менеджмента, которые включают лидерство: ситуационном, конфликтном, кадровом,
социальном, кризисном, стратегическом, инновационном, инвестиционном,
финансовом, предпринимательском. Таким образом, компетентность управленческих
отношений не исчерпывается мотивацией.
В современном менеджменте лидерство
интегрирует межличностные факторы организации для ориентации их на достижение
целей организации.
Правильное понимание природы лидерства
состоит, возможно, в том, чтобы действовать в соответствии с миссией
организации для достижения ее целей.
Природа лидерства не есть только та
часть человеческой природы, которая связана с управлением другими людьми. Как
заметили Кунц и О’Денел, нельзя руководить отдельными частями человека, все
аспекты его характера “нанимаются” на работу, когда он становится сотрудником.
Поэтому лидерство выходит за рамки только выполнения основных функций
управления.
Управление и лидерство не синонимы, но
способность быть лидером — ключевое условие, чтобы быть менеджером. Лидер –
это тот, куму удается превратить сотрудника в своего единомышленника или
последователя. Суть лидерства состоит в наличии последователей.
Лидерство — это процесс воздействия на
группу людей, чтобы повлечь их за собой для совместной реализации
управленческих решений по достижению определенных целей.
Лидерство
состоит в:
- развитии
бизнеса, увеличении его масштабов путем расширения производства, создания
дочерних фирм, открытия новых предприятий – лидерство тиражирует успех;
- в
упорядочении процессов преобразований, обновлении технологий – способность к
лидерству – это способность быть эффективными преобразователем;
- в
целенаправленной реализации индивидуальных потенциалов сотрудников как
последователей, а последователей как новых лидеров на основе развивающегося
системного процесса мобилизации усилий по достижению стратегических целей – для
лидера активная деятельность означает продвижение к цели, а его собственный
потенциал определятся созданной им командой.
Формулы лидерства нет. Его не опишешь
системой уравнений. Но моделей лидерства столько, сколько самих лидеров и даже
больше. Факторы лидерства известны – о них много говорится в нашей книге. Но
известны и семь нот, семь цветов радуги. Комбинации цветов дают картины, нот –
музыку. Причем весьма разных стилей и назначений. Так и с факторами лидерства:
нельзя открыть кодовый замок, зная только цифры, из которых состоит код. Это
знает каждый. Надо знать комбинацию этих цифр или хотя бы принципы кодирования.
По отношению к лидерству это и наука, и практика, и искусство.
Источник: Беляцкий Н. П. Основы лидерства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий