В ранних работах начала ХХ в. было
распространено мнение о женщине либо как о неспособной к сосредоточению и
распределению внимания, либо как об обладающей тонкой наблюдательностью - но
только в том, что ее интересует.
Современные исследования внимания
показали своеобразную картину половых различий по вниманию: превосходство
девочек в произвольном внимании, преимущество женщин в избирательности,
устойчивости и объеме внимания, ориентация девочек и женщин на быстроту, а
мальчиков и мужчин на точность работы (по показателям объема, устойчивости и
распределения внимания), преимущество мужчин в работе с новыми, а женщин – со старыми,
шаблонными стимулами, а также превосходство женщин в «коммуникативном внимании»
(к мыслям и чувствам партнера).
Половые различия по памяти связаны с
характером запоминаемого материала и возрастом испытуемых: по вербальной памяти
(на слова, предложения, рассказы, имена) отмечается либо превосходство девочек
с з лет, либо отсутствие различий, по знаковой памяти (на цифры, буквы, линии)
наблюдается отсутствие различий (5-84), по памяти на предметы и их
пространственное расположение – либо отсутствие различий, либо превосходство
мальчиков, по образной памяти – либо отсутствие различий, либо превосходство
мальчиков (3-21), однако в сочетании с названием картинки – превосходство девочек
(5-21), по кратковременной памяти – отсутствие различий у детей и у некоторых
взрослых (до 21 года), а также превосходство взрослых женщин с высоким уровнем
эстрогенов (женских половых гормонов), и по социальной памяти – отсутствие различий
(4-21 год) или превосходство женщин. Помимо этого, мальчики запоминают
технический материал лучше, чем вербальный, а девочки одинаково хорошо
запоминают и тот и другой.
В роли свидетелей и мужчины и женщины
более точно запоминают детали вещей и событий, связанные с их полом, но в целом
женщины считаются более надежными свидетелями, чем мужчины.
По общему интеллекту чаще всего
наблюдается отсутствие половых различий. Эта закономерность прослеживается во
всех возрастах (от новорожденных до 70-летних стариков), в разных культурах, у
представителей всех рас, у испытуемых, которые выросли в неблагоприятных
условиях, в том числе и экономических, у испытуемых с задержкой психического развития,
по показателям роста и снижения интеллекта, в лонгитюдных исследованиях и по
вербальным и невербальным субтестам.
Учет деятельности испытуемых
обнаруживает различия: общий интеллект мужчин имеет четко выраженную структуру,
с доминированием невербального компонента, в то время как интеллект женщин
слабо интегрирован.
В случае с речевыми способностями по большинству
характеристик обнаруживается превосходство девочек и женщин. Оно охватывает
способности к артикуляции и подражанию, словарный запас, уровень развития речи
и речевые навыки, декодирование речи, богатство и правильность ассоциаций,
смысловое понимание речи, психолингвистические способности, вербальный
интеллект в интеллектуальных тестах и показатели чтения.
По математическим способностям
наблюдаются отсутствие половых различий по вычислительным способностям,
превосходство девочек в заданиях по нумерации и мальчиков и мужчин – в области вычислений.
У девочек обнаружена «математическая тревога», влияющая на их низкую
успеваемость по этому предмету.
Исследования эмоциональных реакций маленьких детей показали, что в большинстве случаев половые различия в плаче и страхе отсутствуют, но у мальчиков это не только эмоциональная, но и исследовательская реакция на новый стимул и новизну ситуации, а у девочек - "коммуникативный" плач (вызываемый угрозой лишения общения с окружающими).
В большинстве случаев мальчики и девочки одинаково склонны испытывать страх в незнакомых опасных ситуациях, но в ряде исследований девочки продемонстрировали больший уровень страха, а мальчики ни разу не показывали такого превосходства.
Исследования эмоциональности по большей части демонстрируют превосходство женщин. Так, у женщин имеется более высокий уровень тревожности, большая значимость связи эмоций с межличностными отношениями, большая яркость положительных эмоций, отсутствие застенчивости при демонстрации эмоциональных переживаний. Однако иногда мужчины даже превосходят женщин по эмоциональности: это касается таких негативных эмоций, как гнев, презрение и отвращение, а также точности декодирования невербальных сигналов, свидетельствующих о переживании гнева у окружающих.
Можно говорить о существовании гендерно типичных "мужских" и "женских" эмоций: для мужчин это гнев, а для женщин - печаль и страх.
Источник: Гендерная психология. Бендас Т.В.
Ссудный фонд, который мне предложил г-н Бенджамин, позволил мне воспользоваться невероятной возможностью переехать и расширить свой бизнес в решающий момент. Поддержка, которую я получил от сотрудников, была бесценной - 2% взамен. Вы можете связаться с ними для запроса ссуды по 247officedept@gmail.com и WhatsApp - + 1-989-394-3740
ОтветитьУдалить