Философские
картины мира очень многообразны, однако все они строятся вокруг отношения: мир
- человек. Впрочем, вполне приемлема и инверсия: человек - мир. Собственно на этом
различении строятся две ведущие линии в философском знании, которые можно
условно назвать объективистской и субъективистской.
Объективистские
концепции, независимо от того, являются они материалистическими или
идеалистическими, отдают приоритет миру, полагая, что он так или иначе
объективен, т.е. не зависит в своем существовании и качествах от желаний
субъектов и человеческого способа видения. Истина для всех едина: для людей,
богов, демонов и любых разумных существ. Если к нам прилетит сороконожка с
Юпитера, у которой уши на ногах, а видит она исключительно в инфракрасной части
спектра, истины и законы логики будут для нее те же, что и для нас, так как они
отражают объективные характеристики действительности (или, напротив,
эмпирическая действительность есть выражение объективных логических законов).
Объективистские философские концепции полагают, что мы все можем и должны
находить общие позиции но вопросу о качествах действительности и своем месте в
ней, а те, кто упрямствует в отстаивании особой позиции - просто заблуждается,
впадает в иллюзию. Яркими примерами объективистских концепций были философия
Гегеля и Маркса. Учения этого типа очень высоко ценят роль познания в жизни
людей, так как считают, что рациональное знание непосредственно связывает нас с
истиной и показывает мир таким, как он есть.
Противоположностью
объективизма является субъективизм, когда мир, общий для всех живущих
субъектов, заменяется на множество "мирков". Я - сам себе Вселенная,
я вижу действительность исключительно со своей точки зрения, пребываю в своих
ситуациях и безмерно одинок, потому что никто не может разделить со мной моего
индивидуального мира, становящегося тюрьмой. Вся иная действительность
преломляется через мое уникальное "я", потому, вообще-то, трудно сказать,
есть ли что-нибудь объективное. Все зависит от меня, и мир как бы сплавляется
со мной, становится моей проекцией, результатом моей активности. Границы между
"я" и миром размываются при доминировании личностного начала. Ярким
примером субъективизма такого рода выступает философия Ж. П. Сартра, который
считает, что человек, не по своей воле "заброшенный в бытие" -
полностью свободен. Общих истин и общих правил нет. Каждый проходит через жизнь
на свой страх и риск, делая все что пожелает и отвечая только перед самим
собой. Поддаться общим истинам и взглядам - значит предать самого себя.
Огромное
"пространство" между двумя крайними полюсами и составляет поле
философского поиска. Собственно, важнейшей философской проблемой является
вопрос: что в мире - от нас, и что - от самого мира? Что от субъективности и
что от объективности? Что зависит от человека и что не зависит? Как в старой
молитве: "Господи, дай мне понять, что я могу изменить, дай мне понять,
чего я изменить не могу, и научи отличать первое от второго!" Философия
уже две с половиной тысячи лет пытается отличать, хотя ее поиски не всегда
успешны.
Философы,
желая понять мир, одновременно стараются разобраться в том, возможно ли вообще
его постижение и как именно оно возможно? Можем ли мы получать истинные
объективные знания или всякая наша обращенность к миру есть взгляд через
искажающие очки потребностей и пристрастий? Великий философ XVIII в. Иммануил
Кант выдвинул идею о том, что пространство и время, через которые мы
воспринимаем действительность, есть лишь способ нашего человеческого видения, и
каков мир "сам по себе" - совершенно неизвестно. "Ну и не надо
нам этого знать!" - сказали впоследствии философы-прагматисты, - главное -
получать практические результаты, а что там на самом деле, совсем не
важно!" Однако другие философы не согласились с таким отказом от познания
и решили, если уж и не пробиваться к реальности "самой по себе", то,
по крайней мере, выработать единую точку зрения на то, каким мир для нас
представляется.
В
западной философии в наши дни доминируют и спорят между собой два основных
подхода. Согласно первому, никаких общих точек зрения на мир и судьбы человека
вообще быть не может. Каждый человек и каждый философ "варятся в
собственном соку" и не имеют выхода к своим братьям по разуму.
В
соответствии со вторым, возможно взаимопонимание между людьми, а значит, и
формирование единых, общезначимых представлений о том, что являют собой мир и
человек. Как бы то ни было, философы всегда общаются между собой, с другими
людьми и ищут общий язык, общие ракурсы видения, несмотря на то, что
"субъективных миров" действительно много, и они порой довольно далеко
отстоят друг от друга.
Чтобы
не впадать в крайности, можно сказать, что мир, в котором протекает наша жизнь
- это сплав субъективного и объективного, того, что зависит, и того, что вовсе
не зависит от нас, и эта сложная диалектика каждый раз конкретно
рассматривается философией на новом уровне и в новой исторической обстановке.
При этом философы обсуждают проблему мира и человека на понятийном языке и
никогда ничего не берут просто на веру. Их дело - во всем сомневаться, все
подвергать строгому критическому анализу и никогда не останавливаться на
достигнутом уровне знания. В этом философия противоположна религии, стремящейся
точно воспроизводить древний канон.
Философская
картина мира - это картина, бесконечно рисуемая пытливым интеллектом,
включающая сложное переплетение человеческого и внечеловеческого, материального
и духовного, минутного и вечного.
Источник: Учебное пособие
для высших учебных заведений. -
Ростов н/Д: "Феникс", 2003. - 576 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий